Лекции 9. Тема: Политическое лидерство и политическая элита



Лекции 9. Тема: Политическое лидерство и политическая элита

Вопросы к лекции:
1. Развитие представлений о лидерстве в истории социально-политической мысли.
2. Понятие, сущность, функции  и типы политического лидерства. 
3. Политическая элита: понятие, современные теории, типология и система рекрутирования.


§ 1.Развитие представлений о лидерстве в истории социально-политической мысли
Власть никогда не бывает безличной. Она всегда находится в руках конкретных людей, осуществляющих ее. К ним относят политических лидеров и правящую элиту – именно о них и пойдет речь в данной лекции.
Что происходит с человеком который обрел власть? Что происходит с властью, попавшей в руки человека? Эти вопросы издавна волновали многих мыслителей. Еще в древней мифологии вожди наделялись сверхчеловеческими качествами. Им приписывалась особая, выдающаяся роль в создании государств, в военных победах. Позже античные историки Геродот, Плутарх, Тит Ливий – излагали историю чрез описание деяний и подвигов выдающихся лидеров – монархов и полководцев.
Описывая модель «идеального государства», Платон возвел на его вершину мудрых философов. Платон считал, что главной чертой правителя должна быть мудрость: «… если у человека величайшая власть соединяется с разумением и рассудительностью, возникает наилучший государственный строй». Он призывал царей философствовать, а философов царствовать.
Макиавелли пишет: «нет ничего страшнее взволнованной массы без вождя, но нет  также ничего слабее ее» Макиавелли оправдывает все аморальные средства, если они позволяют достичь политической цели, и призывает правителей к изучению и использованию вкусов и наклонностей поданных, чтобы господствовать над ними.
Волюнтаристкую трактовку роли лидеров в истории развил в XIX веке английский историк Карлейль. Великие лидеры – «вожди тупоумной толпы, следующей за ними, точно повинуясь велению судьбы». Истинная сущность всех социальных процессов заключается в том, что бы возвести на трон самого способного человека. Массы «питаются гениальным лидером», они лишь фон для лидера, историческая активность всегда исходит из великого лидера. 
В конце XIX начале XX вв. получила известность теория лидерства французского социального психолога Г.Тарда. Все достиженья цивилизации, утверждал он – результат деятельности великих лидеров; последователи ( огромное большинство) подражают им.
Взгляды Г. Тарда оказали влияние и на концепцию русских народников. Михайловский Н.К. ( русский социолог, публицист, литературный критик и народник) так объяснял взаимоотношение лидера и последователей: Лидер – это гипнотизер, превращающий толпу в автоматы, готовые идти за ним куда угодно. Неважно, является ли герой злодеем, полоумным или гением, лишь бы за ним шла толпа.

§ 2 Понятие, сущность, функции и типы политического лидерства
Среди социальных носителей власти особая роль принадлежит политическим лидерам. Все субъекты преследует своей деятельностью конкретные интересы, но при этом кто-то должен согласовывать индивидуальные и групповые интересы участников политической жизни, чтобы все они служили одной стратегической цели. Именно эту функцию берет на себя политический лидер. История знала немало политических лидеров.
Так, что такое политический лидер? На этот счет существует различные точки зрения.
1.     Определение лидерства как влияние на других людей. «Лидерство, - пишет Л.Эдингер, - это влияние, авторитет, власть и контроль над другими» однако не любое влияние обеспечивает лидерство. Для него характерны, по меньшей мере, три особенности: во-первых, чтобы влияние было постоянным. Во –вторых руководящее воздействие должно распространяться на всю группу, организацию, общество. В- третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношениям лидера и последователей присуще неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы.
2.     Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно – функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей.
3.     Политическое лидерство – это особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности (Дж. Оппенгеймер, Н.Фролих и др.)
4.     Политический лидер – это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовывать ее интересы с помощью власти. Эту точку зрения изложили российские авторы В.Амелин и, частично, Э.Баталов.
Политический лидер должен обладать набором качеств: большая работоспособность, аналитичность ума, компетентность, склонность к общественной государственной деятельности, умение убеждать и вести за собой людей.
Определим место и роль политического лидера в системе политических отношений общества. Политический лидер есть одновременно и субъект и объект политического процесса. Субъект потому, что он становится во в главе тех и иных социально-политических движений с целью реализации интересов общностей, его выдвигающих. Ради этого он наделяется властными полномочиями (право контролировать, направлять усилия, волю, интеллект людей, оперировать материально-финансовыми ценностями). А объект, потому что он имеет свои социальные и временные масштабы. Без широкой поддержки и контактов с людьми лидер ничего не значит. Более того, в решении тех или иных проблем он всегда испытывает давление и влияние различных сторон. 

Типология политического лидерства
Одна из первых типологий (и наиболее влиятельная по сей день) была предложена М.Вебером. понимая под лидерствам способность «отдавать приказы и вызывать повиновение», Вебер различал:
·        традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций ( старший сын монарха после его смерти сам «законно» становится монархом);
·        рационально-легальное, или бюрократическое лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его разумность – это лидеры, избранные демократическим путем;
·        харизматическое лидерство ( «харизма» - боговдохновленность), основанное на вере в сверхъестественные способности вождя. Этот тип лидерства возникает в критических ситуациях; со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или бюрократическое.

Функции политического лидера
Функции лидера обычно сводятся к учету общих потребностей, четкой формулировке целей, взятию на себя ответственности за их реализацию, организации масс на ее осуществление. Это достаточно формальные функции, характеризующие основные этапы (стадии) осуществления социальной роли лидера. Что же касается характеристики функций лидера, с точки зрения их содержания, то к ним можно отнести следующие:
1. интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, государству, отечеству.
2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах.
        3.Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, дворянства и т.п., поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Эта функция достаточно детально обоснована в концепции плебисцитарной вождистской демократии М.Вебера. хотя в социальный патронаж   на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя», «отца народов», покровителя слабых и т.п. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании государств с патерналистской, патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.
4. Коммуникация власти и масс, упрочнения каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращения отчуждения граждан от политического руководства. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии власти, ее бюрократии эта функция особенно значима. С помощью СМИ, и, прежде всего, телевидения, а также в ходе встреч с избирателями и других мероприятий президенты и иные политические руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.
5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальныой энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. В этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, своевременно замечать ростки нового, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в общественные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако, не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления вьетнамского синдрома, национального пессимизма и апатии американский президент Р.Рейган.
6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных обществах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях и демократических процедурах, то он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются. Так было и в нашей стране, когда большевистская власть, разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств.
Однако важнейшая непосредственной причиной культа является огромная концентрация политической, экономической и социальной власти в руках политического лидера, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не от результатов своего труда, а от благосклонности начальства.
Социальная значимость политического лидера прямо зависит от уровня политической культуры и активности масс. Поэтому совершенствование системы отбора лидеров и повышение демократической политической ангажированности масс - это два важнейших условия эффективного политического руководства обществом.
Политическое лидерство – центральный элемент политической борьбы, ее фокус. Эта борьба часто принимает форму дилеммы: кто из претендентов займет тот или иной политический пост.
  

§ 3 Политическая элита: понятие, современные теории, типология и система рекрутирования.
В последние десятилетия термин «элита»прочно вошел в политический лексикон. Термин «элита» происходит от латинского eligere и французского elite – лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII века, он употребляется для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для наименования «избранных людей», прежде всего, высшей знати. Понятие стали использовать в генетике, семеноводстве для обозначения лучших сортов.
Что такое элита? Пытаясь найти ответ на этот вопрос в этимологии, мы не обнаружим единодушия элитаристов, которые сходятся лишь в одном - в постулировании необходимости элиты для общества.
Если суммировать основные значения, в которых этот термин употребляется западными политологами, то получится следующая картина. Элитой именуются:
- лица, получившие наивысший индекс в области их деятельности    (В.Парето);
- наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть – организованное меньшинство общества (Г. Моска);
- люди, обладающие высоким положением в обществе и благодаря этому влияющие на социальный процесс (Дюпре);
- лица, пользующиеся в обществе наибольшем престижем, богатством, статусом (Лассуэл);
-люди, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу (Л.Боден), наивысшим чувством ответственности (Х.Ортега-и-Гассет);
- лица, обладающие позициями власти (А.Этциони), формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь (Т.Дай);
- «боговдохновленные» личности (Л.Фрейд), «харизматические» личности (М.Вебер), творческое меньшинство (А.Тойнби) и т.д.
Итак, подходы западных политологов к определению понятия «элита» весьма различны, недаром один из них заметил, что все интуитивно понимают, о чем идет речь, но как только предпринимаются попытки выработать дефиницию, начинаются разногласия.
Элита возникает потому, что всякий политический институт в обществе нуждается в организации, т.е. в управленческом аппарате и политическом лидерстве.
Таким образом, политическая элита - это относительно организованное меньшинство, осуществляющее политическую власть над обществом в целом. Это лица, принимающие в рамках политической системы главные решения, отдающие приказы и контролирующие посредством бюрократического аппарата их выполнение.
Из вышесказанного следует, что элита охватывает наиболее влиятельные круги и группировки экономически и политически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили в своих руках большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации. Но политическая элита – это не просто сумма правителей и властителей. Это более сложное образование. И суть не только в том, что ее члены концентрируют в своих руках власть путем монополизации права на принятие решений, на определение целей, но это, прежде всего, особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связах. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а следовательно, и  позиции каждого ее члена.
Одним из первых к изучению элиты и  ее роли в политике обратился итальянский исследователь Г. Моска (1858-1941гг.) ОН попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. «Во всех обществах, - писал он в «Основах политической науки» - начиная с самых средневековых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма».

Современные теории элит разнообразны
1.     Для концепции макевиаллистской школы (Моска, Парето, Михельс и др.) характерны следующие положения:
·        признание элитарности любого общества;
·        разделение на властвующее меньшинство и пассивное большинство;
·        восприятие элиты себя особым слоем.

2.     Представители ценностной теории элит считают:
·        элита является главной конструктивной силой общества;
·        элита заботится об общем благе;
·        элита более компетентна;
·        элита рекрутируется из всех социальных слоев.

3.     Сторонники теории демократического элитизма (Р. Даль, С. Липсет, А. Зиглер и др.) полагают:
·        элита защищает демократические ценности;
·        элита сдерживает идеологический и политический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.

4.     Для функциональной теории элит (О. Штаммер, С.Келлер и др.) характерны следующие постулаты:
·        признание множественности элит (профессиональной, военной, религиозной и т.д.);
·        существует конкуренция элит;
·        различия между элитой и массой относительны.

5.     В XX веке широкое распространение получила концепция партократического толка (М. Восленский, М.Джилас)
·        Элита характерна для тоталитарных государств;
·        Жесткая идеологичность общества;
·        Наличие партийной бюрократии и номенклатуры;
·        Иерархичность всех структур власти.
   
Типология элит.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные – лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и Государственные позиции, властные – непосредственные обладатели власти и функциональные – профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.
Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита), открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например дворянство.
Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет не принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, характеризующееся особой интенсивностью коммуникаций, взаимодействия и насчитывающееся обычно 200 – 400 человек.
К средней элите относятся примерно 5 процентов населения, выделяющегося одновременно по трем признакам, - доходу, профессиональном статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.
Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», - высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов – в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.
К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.
Одной из достаточно содержательных классификаций политической элиты в демократическом обществе является выделение в зависимости от степени развитости и соотношения вертикальных (социальная представительность) и горизонтальных (внутригрупповая сплоченность) связей элиты ее четырех основных типов:
стабильной демократической («этаблированной») элиты – высокая представительность и высокая групповая интеграции; плюралистической – высокая представительность и низкая групповая интеграция; властной – низкая представительность и высокая групповая интеграция и дезинтегрированной  - низкие оба показателя.
Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая тесную связь с народом с высокой степенью групповой кооперации, позволяющей понимать политических оппонентов и находить приемлемые для всех компромиссные решения.

Системы (формирования) рекрутирования элит.
Существуют две основные системы рекрутирования (формирования и обновления) элит: открытая, так называемая антрепренерская (предпринимательская) и закрытая, которая получила название «система гильдий». В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий – в странах административного социализма, хотя ее элементы широко распространены и на Западе.
Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так, для системы гильдий характерны:
1.     закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх.
2.     высокая степень институонализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров – формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, саж работы, образование, характеристика руководства и т.д. 
3.     небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель – глава правительства, фирмы и т.п.
4.     подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции.

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп  претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов; 5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.
Эта система открыт для молодых лидеров и нововведений. В тоже время определенными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике. В целом же, как показывает практика,  антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.
Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. К числу еек сильных сторон относится уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы – согласие, гармония и преемственность. В тоже время система гильдии склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев неформальными.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лекция 4. Тема: Власть и властные отношения

Лекция 5. Тема: Политическая система общества

Лекция 3. Тема: Демократия и политика.