Лекция 3. Тема: Демократия и политика.

Лекция 3. Тема:  Демократия и политика.  

Вопросы к лекции:

1.     Понятия, сущность и принципы, ее исторические формы.
2.     Современные концепции, теории и формы демократии

Демократия и Политика

1.     Понятия, сущность и принципы, ее исторические формы.
Демократия (от греческого «Демос»- народ и «Кратос» власть, народовластие) является одной из форм политического устройства общества, в котором установлены и реализуются на практике формы и методы народовластия, закрепленные в законах свободы и равноправие граждан.
На данный момент в мире существует более 500 различных определений демократии.
Избегая упрощений можно дать следующее определение: демократия – одна из форм государственной власти (типов политического режима), которая характеризуется официальным признанием:
1)    Народа в качестве источника власти;
2)    Принципа подчинения меньшинства большинству;
3)    Политической свободы и равноправия граждан.
В справочной литературе встречается упрощенные определения демократии, к которым следует относиться критически. В качестве примера можно привести следующее определение: демократия  - «форма государственного устройства, при котором осуществляется правление народа». Определение это неудачно, как минимум, по трем позициям:
- во первых, понятие «форма государственного устройства» в политической науке закрепилось за территориальным или национально-территориальным устройством государства;
- во вторых демократия, за редким исключением, - это власть политической элиты т.е. власть почти всегда от имени народа, иногда – для народа, но почти никогда -  самого народа;
- в третьих, « правление народа» т.е. непосредственное управление всем народом, вообще возможно разве что в далеком будущем.
       Демократия отражает скорее идеал, чем реальность. В действительности демократия не является проявление народа, избранное народом и для народа(определение 16 президента США 1811-1865гг. Линкольна)
Демократию можно представить как политическую организацию общества, постоянно находящуюся в развитии, движении, приспосабливающуюся к новым условиям, изменяющуюся и совершенствующуюся.
Становление и развитие демократических институтов – результат длительного исторического развития.
В ранний период своего существования демократия понималась как особая форма организации государства, при которой властью обладают не одно лицо, а все граждане, пользующееся равными правами на управление государством.
Античные мыслители постоянно искали научное объяснение различных форм политического устройства общества, высказывали предположения о наиболее правильных формах общественного устройства.
Античные мыслители рассматривали демократическую форму правления как политическую организацию, в котором участвовали свободные граждане, имеющие равные права. Кто имел статус гражданина? 
Но вместе с тем выдающиеся мыслители были противниками демократии. Сократ критикует замещение должностей в народном собрании по жребию, так как верховный орган должен состоять из тех, кто думает и умеет управлять лучше.
По Платону хуже демократии может быть только тирания. Демократия-власть большинства но не всех. В своей работе « Государство Платон с призрением говорит о гражданах такого государства….» Демократия это власть худших людей опирающихся на рабов. Согласно его концепции демократия власть плебеев, которая возникает как реакция на крайности олигархии  и власти, узкого круга богачей в результате раскола общества и появление враждующих между собой группы богатых и бедных.
      Демократия по Платону ведет к вседозволенности и уклонению от общих обязанностей, к неумеренной свободе и безначалию, власти низов, т. е .бедняков и худших.
     Аристотель в отличии Платона не питает ненависти к демократии , но не считает ее политическим идеалом. Он противопоставляет демократии политию, власть не толпы а благоразумного большинства, которое в состоянии руководствоваться, добродетелю думать об обществе в целом. Форма государства в котором большинство управляет в интересах общей пользы.
Античная демократия носила прямой характер. Люди, включенные в указанную группу выступали и действовали от собственного имени т. е. без посредников, или без избранных представителей.
Характерными чертами античной демократии являлись: прямое участие граждан в управлении государством, распределения постов с помощью жребия, отсутствие политических фракций.
Классическая форма демократии начало свое формирование в условиях  разрушения сословного деления общества ( купечества, помещики, феодалы, рабовладельцы )
Современные демократические государства, основанные на принципах либерализма, дополняются принципами приоритета прав человека над правами государства, конституционного ограничения власти большинства над меньшинством, верховенство закона и разделения властей.
Согласно концепции Руссо суверенитет народа может быть реализован только самим народом. Только благодаря непосредственному участию в принятии решений гражданин не отделяется от государства и выступает ее частью. Но это непосредственная (прямая) демократия со временем теряла свое применение (предназначение). (могут ли все люди многомиллионного государства править одновременно?)
В 19веке классическая теория демократии дополняется обоснованием системы представительства народа.  Признается что власть может осуществляться не всем народом, а его представителями. При этом демократия выступает уже ни как власть народа а как власть с согласия народа, когда граждане принимают участие в выработке решений не прямо, а опосредованно - через своих представителей.
Результатом принятия и распространения  абсолютной представительной демократии – явилась выработка критерий свободных выборов.
Наличие соревнующихся партий, свобода проведения избирательной компании, всеобщее избирательное право и равенство избирателей, честный подсчет голосов, свободные выборы, парламентаризм, стали костяком современных форм демократии.
Понятие «демократия» обычно употребляется в нескольких значениях:
- для характеристики государственного устройства, которое отличается признанием воли большинства в качестве источника власти и провозглашением свободы и равноправие граждан;
-как форма организации партий, профсоюзов, общественных организаций;
- для выражения количественной и качественной меры участия народов, социальных групп, граждан в осуществлении власти;
-как синоним прав и свобод граждан;
-как социально-политическая ценность;
        Демократия представляет собой форму, разновидность государства, в целом политической системы, характеризующих рядом признаков, в том числе:  признанием народа источником власти, выборность основных органов государственной власти, равноправием граждан  прежде всего равенством их избирательных прав: подчинением меньшинства большинству при принятии решений.
В широком смысле слово демократия - форма устройство любой организации, основанная на принципах равноправия ее членов, периодической выборности органов управления и принятия решений в них по большинству.
Эпоха древнегреческих государств подарила миру первые четко выражение формы демократии, движения за демократию. Перикл (490-429 гг. до н. э.) отменил имущественные цензы при назначении должностных лиц и учредил оплату их труда. Демокрит (р.470) положительно относился к демократии, но критиковал отказ от имущественного ценза.
В целом древнегреческая эпоха рождала мощное интеллектуальное и практическое сопротивление демократии.
Как показывает история, демократия нигде и никогда не существовала без государства. Следовательно демократия как народовластие представляет собой утопический идеал, выступающие ориентиром и целью политического развития общества.
Вспомним Дж. Локка….он поставил личность выше государства и общества, выдвинув идею разделения властей, идею народного суверенитета.

Прямая и представительная демократия

1.     Форма правления при которой политическое решение принимает непосредственно все без исключения граждане, действующая в соответствии с правилами правления большинства называется прямой демократией (непосредственная демократия)
2.     Форма правления при которой граждане осуществляют свое право принятия решения не лично а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними, называется представительной демократией.

Имеются понятии формальная демократия и реальная демократия. Критерии различия этих понятий демократии определяется степенью участия народа ( массы ) в управлении государством

           


Основные понятия демократии

Демократия античная – демократия свободных граждан при рабовладельческом строе (формальная демократия)
      Феодальная демократия – более широкая по сравнению с античной, но сохраняющая сословный характер:  демократия для дворянства, духовенства, чиновничества, т. е. демократия несвободы (формальная демократия, демократия для имущих)
Буржуазная демократия – характеризуется всеобщим избирательным правом, ответственность правительства перед парламентом, неприкосновенность личности и жилища, свободой слова, собраний и манифестаций, системой органов местного самоуправления, по своей сути это демократия для богатых (по констит –реальная дем. В действительности формальная демократия)
Социалистическая демократия характеризуется гарантированными правами трудящихся, их активным участием в управлении государством и местными делами, разветвленной системой народного контроля за деятельностью госаппарата, развитой системой социального обеспечения и высоким уровнем социальной справедливости.( в определенной степени реальная дем )
 « Если брать понятие демократии во всей строгости его значения, то истинной демократии никогда не было и не будет». (Ж.Ж. Руссо)
Даже хваленая американская конституция 1787 года устанавливала имущественный ценз, лишивших избирательных прав белых бедняков. Половине взрослого населения было отказано вправе голоса, потому что ее составляли женщины. Американские индейцы и негры также были лишены права голоса. Эти и другие ограничения были отменены позже. Имущественный ценз исчез к концу 19 века. Женщины получили права голоса в 1920 году. Чернокожие получили права голоса только к концу 60-х годов 20 века.
По словам У. Черчиля « У демократии очень много недостатков но и есть одно достоинство – человечество ничего лучшего не придумало».
«….Демократия является наихудшей формой правления за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущество демократии заключается в том что, она позволяет сохранить политическую стабильность…..»
Если говорить о распространенности идей демократии сегодня, то можно отметить, что из всех ( более чем 200) независимых государств лишь около 40 могут быть названы демократическими. Но и они далеки от идеала, ибо треть населения обречены на внутрению мартинализацию  (оппозицию)
Подводя итоги сказанному можно заключить, что в современном понимании демократия представляет с собой форму организации политического управления обществом, при которой находящиеся у власти силы осуществляют ее с учетом мнения и интересов граждан всей страны.
Поэтому общество, ориентирующихся на демократическую организацию жизни во всех сферах государственной, общественной жизни характерны наличие таких основных признаков и норм, как:
- равноправие всех граждан
-разделения властей
-прямое и тайное голосование
-выборность основных органов власти
-многопартийность
-плюрализм
-свобода средств массовой информации
-гласность
-признание народа источником власти.

                    2.Современные концепции теории и формы демократии

В политической науке существуют различные трактовки демократии.
В зависимости от того, кто имеет приоритет в осуществлении власти -личность, специальная группа или народ, все формы демократии можно разделить на три большие группы:
1.     Коллективистские (тоталитарные)
2.     Индивидуалисткие (либеральные)
3.     Плюралистические (теория групп)
Коллективисткая теория (форма )
В своей истории первой фазе демократия явно тяготеется к коллективистской модели. Она была основана на общей заинтересованности свободных граждан в сохранности рабовладения.
Для античной демократии были характерны фактическое отождествление народа с большинством населения, а также неограниченная власть большинства над меньшинством и беззащитность.
Коллективистские взгляды присутствовали и у мыслителей более позднего периода, (Т.Мер)  Детальную разработку этой теории осуществил Руссо; которого считают создателем теории тоталитарной демократии.
Теория демократии Руссо исходит из того, что власть принадлежит народу, образованному путем слияния изолированных  индивидов в единое целое. Образование народа означает полное отчуждение каждого в пользу всей общины. С этого момента личность теряет свои права, так как все должны думать о благе государства. В этом государстве нет частных интересов, есть только интересы государства.

Тоталитарная теория демократии Руссо получила дальнейшее развитие в ленинско-сталинской демократии.
Основные черты коллективисткой теории демократии:
1.     Отрицание автономии личности, рассмотрение его как составной части целостного организма.
2.     Первичность народа в осуществлении власти.
3.     Неограниченность власти большинства над меньшинством.
Эти теории показали свою практическую несостоятельность, несовместимость с демократией в современном понимании.

Индивидуалисткая теория( форма)
Идея автономии личности, ее первичности по отношению к народу является определяющей для индивидуалистической с либеральной концепции демократии.
В отличие от коллективистской теории демократии индивидуалистическая теория предотвращает всякое подавление личности властью.
Основные черты индивидуалисткой теорий демократии:
1.     Признание личности первичным, главным источником власти, приоритет прав личности над правами государства.
2.     Ограничение власти большинства над меньшинством.
3.     Разделение властей, эффективный контроль граждан над государством.
4.     Ограничение сферы деятельности государства в области экономики, его невмешательства в дела гражданского общества. Ограничение сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности граждан, социального мира.


Плюралистические теории.(форма)
В центре внимания плюралистической ( множественной ) теории лежит идея заинтересованной группы, как реального творца политики, борьбы за власть и ее осуществление. Плюралистические теории исходит из того, что ни личность, ни народ не являются движущими силами политики в демократическом государстве. Данная теория является как бы промежуточным между индивидуалистскими и коллективистками моделями демократии. Сторонники плюрализма в качестве необходимых для любой демократии условий называют наличие и деятельность многообразных и организованных, заинтересованных групп, выступающих посредниками между индивидом и государством. Последнее выступает преимущественно функции арбитра призванного через систему сдержек и противовесов сохранять равновесие соперничающих групп, и примерить их интересы путем обеспечения им равного доступа к принятию решений и выработке политики.

Основные черты плюралистических теорий демократии :

1.     Признание заинтересованной группы центральным элементом демократической политической системы. Личность оттесняется на второй план, хотя не отрицается ее статус как первичного субъекта.
2.     Значительное расширение сферы деятельности государства.
3.     Трактовка множественных плюралистических элит как главного проводника влияние масс на политику.
В зависимости от того, кто - народ или его представители непосредственно осуществляют властные функции, какие формы демократии преобладают прямая ( непосредственная ) или представительная, демократические теории можно подразделяются на группы:
- идентитарные (плебисцитарные)
- репрезентативные (представительные)
- партипационные ( демократия соучастия )

Идентитарная теория (плебисцитарная )
Первая исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть идентичны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать их полностью подконтрольными гражданам. По мнению сторонников идентитарной демократии , лишь она представляет с собой подлинное народовластие, преодоление политического отчуждения граждан, развития активности масс, эффективный контроль над деятельностью политических институтов.
Что касается ее недостатков, то они сводятся к тому что снижается институциональная ответственность должностных лиц. Повышается опасность тоталитаризма в силу подверженности масс идеологическим влияниям и склонности к уравниловке.  Ущемлению свободы за счет равенства. Невозможности привлечь абсолютное большинство людей к управлению без принуждения, нарушения личной свободы, так как основная масса населения добровольно не желает заниматься политикой.


Репрезентативная теория (представительная)
В этом плане, так называемая репрезентативная группа демократии стремиться преодолеть недостатки идентитарной демократии. Они исходят из понимания демократии как компетентного и ответственного перед народом представительного управления, четкой реализации принципа ответственности на всех уровнях власти и государственного управления, в то время как принцип соучастия граждан оттесняется на второй план, хотя в целом не отвергается. Воля народа выражается как  непосредственно на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти.

Партипационная теория ( демократия соучастия )
Сторонники партипационной демократии отрицают принцип разделения политического труда. Они исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной личности. Причем самоопределение линости рассматривается ими как право на всестороннее  политическое участие в масштабах всего общества и в различных его сферах


Первая из них исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть идентичны, тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти.
Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать их подконтрольными гражданам.  Преимущественно идентитарный характер нашла античная демократия, демократия городов-государств.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лекция 4. Тема: Власть и властные отношения

Лекция 5. Тема: Политическая система общества