Лекция 5. Тема: Политическая система общества
Лекция 5. Тема: Политическая система общества
План:
1. Понятие, структура, сущность и функции политической
системы.
2. Типология политической системы.
3. Политическая система российского общества.
Вопрос 1. Понятие, структура, сущность и
функции политической системы.
Всестороннюю разработку понятия «политическая система»
получила в 60-е годы XX века в трудах американских политологов
Д.Истина и Г.Алмонда – признанных основоположников теории политических систем.
Значимость политической системы, целесообразность ее
изучения определяется, тем, что здесь находится центр социально-экономической и
духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование
воли различных общественных сил принимаются решения, имеющие властный характер
и способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.
Политическая система любого общества характеризуется
наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и
жизнеспособность.
При помощи этих механизмов разрешаются социальные
противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп,
организаций и движений, достигается консенсус относительно основных ценностей,
целей и направлений общественного развития. Поэтому в современных
условиях политизации общества каждый политически грамотный человек должен
знать, что представляет собой и как функционирует политическая система
общества.
В политической науке существует более двух десятков
определений этого понятия.
Профессор Предвечный определяет ее, как совокупность
организаций и людей, взаимодействующих в процессе реализации социальных
интересов через функционирование публичной власти.
В «Словаре политического анализа» 1982г. дано
следующее определение политической системы. «Политическая система – это
устойчивая форма человеческих отношений, с помощью которой принимаются и
проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества.
Профессор Бурлацкий рассматривает политическую систему
как «относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех
элементов общества и само существование его как единого,
централизованно управляемого политической властью организма,
сердцевину которого составляет государство, выражающее интересы господствующего
класса.
И третье – политическая система – есть совокупность
государственных и его государственных социальных институтов, осуществляющих
власть, управление делами общества, регулирование отношений между классами,
социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих стабильность
общества и определенный социальный порядок. («СПЖ», 1991, №6, стр.106).
Центральным элементом, стержнем политической системы
является политическая власть, подобно тому, как в экономической системе таким
элементом является собственность. Политическая власть в основе своей
государственная.
Раз мы коснулись одного из элементов политической
системы, то рассмотрим ее структуру.
Под структурой понимается строение и внутренняя
организация системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее
элементами.
В исследованиях зарубежных и отечественных ученых
выделяются 4 компонента политической системы:
1. Политические институты
2. Политические отношения
3. Политические и правовые нормы и принципы
4. Политическое сознание и политическая
культура.
Как выше мы отмечали, политическая система понимается
как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций,
участвующих в политической жизни страны, в функционировании
политической власти.
В зависимости от степени участия в политической жизни
эти органы и организации в научной литературе делят на три вида:
- собственно-политические,
- несобственно-политические,
- неполитические.
Собственно-политические – государство к ним относится
все политические партии, отдельные общественные организации. Характерным для
них признаком является прямая связь с политикой и активное воздействие на нее.
Решающую роль среди собственно-политических, как и
всех остальных частей политической системы, играет государство.
Оно располагает специальным аппаратом принуждения и
подавления и выступает как главная сила в руках любого господствующего класса,
или слоя, как важнейшее средство осуществления политической власти.
Значительную роль в функционировании политической
системы играют и политические партии. Они объединяют наиболее
активную часть общества, принимают активное участие в функционировании
политической власти, или оказывают на нее определенное влияние.
Остальные звенья политической системы – общественные
организации, имеющие политический характер, могут проявляться на определенных
этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на нее
задачи, исчезнуть или превратиться в политическую партию.
Несобственно-политические - к ним относятся
такие организации, которые возникают и развиваются не в силу
непосредственно-политических, а в силу экономических и других причин.
Это профсоюзные, кооперативные и иные общественные
организации. Прямой целью их создания и функционирования никогда не выступает
политика. Свою деятельность они осуществляют не в политической, а в
производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни общества.
Однако это не означает принижения роли и значения
несобственно-политических организаций системе общества, здесь речь идет лишь об
отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не об
отрицании его.
Неполитические – эти организации, возникающие и
функционирующие на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя
людей к занятию определенной деятельность.
К их числу относятся – объединения филателистов,
авто-мотолюбителей, туристов, спорт, общества и др. они по существу не
участвуют в осуществлении политической власти.
Вторым компонентом политической системы является; как
мы отмечали выше - политические отношения. Они представляет собой
разновидность общественных отношений, им складывающих в процессе осуществления
политической власти, либо по поводу нее.
Прежде всего эти отношения межклассовые,
внутриклассовые, межнациональные и межгосударственные. В эту
же группу можно включить отношения, которые складываются между
политическим организациями и учреждениями.
Следующим элементом политической системы являются
политические принципы и нормы. Они составляют ее нормативную основу. Насколько
отличаются друг от друга политические режимы (тоталитарный и демократический),
настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования
соответствующих политических систем.
Политико-властные структуры доводят до сведения
общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование
принимаемых политических решений и
определяют своеобразную модель поведения, которой должны
руководствоваться все участники политической жизни.
И, наконец, четвертым элементом политической системы
мы отметили, является политическая культура и политическое сознание.
Значимость политической культуры состоит в том, что
она способствует обеспечению стабильности политической системы. Она оказывает
прямое или косвенное воздействие на поведение людей и их организаций, на
восприятие ими политических событий, а также на процесс подготовки и
осуществления политико-управленческих решений.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1. Политическая социализация – выражается в приобщении
членов общества к политической деятельности.
2. Политическое рекрутирование - подготовка
и выдвижение кадров.
3. Функция артикуляции (выражение) интересов –
проявляется в предъявлении требований к тем, кто вырабатывает политические
решения. Требования могут предъявляться как отдельными людьми, так и группами.
4. Политическая коммуникации – обеспечение связи между
различными структурами и субъектами политической системы.
5. Функция агрегирования интересов – она происходит в
форме обобщения и согласования требований, превращая их в политическую позицию.
Эта функция чаще всего осуществляется политической партией.
6. К функциям выводы относятся: одной из основных
функций политической системы является нормотворчество – разработка норм,
законов, регулирующее поведение.
7. Функция управления.
Мобилизации резервов общества на достижение
поставленных целей.
8. Функция утверждения данного
общественно-политического строя, обеспечения внутренней и внешней безопасности
и т.д.
9. Распределение ценностей в обществе в
соответствии с интересами сохранения политической системы. Таким
образом, политическая система призвана интегрировать различные элементы
социальной и национальной структур на базе консенсуса основных ценностей и
идеалов.
С функционированием политической системы связан вопрос
о ее эффективности. Если она выполняет свои функции, то она эффективна. Или
можно сказать так, политическая система является эффективной,
если не разделяет, не раскалывает общество, а способствует его
объединению.
Вопрос 2. Типология политической
системы
Основным критерием типологии политических систем в
марксизме выступает ее классовая сущность, осуществляемая в обществе
государственной властью
В зависимости от того, чьи интересы выражает
политическая система, марксизм делит их на рабовладельческие, феодальные,
социалистические и капиталистические.
Типология многих западных политологов, в т.ч.
известного американского политолога Алмонда опирается на различные политические
культуры и их выражения в формах организации власти, т.е. критерием берется
состояние политической культуры.
По этому признаку выделяют политические системы: англо-американского,
тоталитарного и континентально-европейского типа доиндустриальные и частично
индустриальные.
1. Политические системы англо-американского типа:
Они характеризуются секуляризованной политической
культурой (т.е. свободной от религиозного влияния), опирающейся на рациональный
расчет, терпимость, толерантность (терпимость к чужим мнениям) граждан и
политической элиты.
Системы этого типа стабильны, эффективны, способны, к
саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения властей и
четко определены их функции.
2. Политические системы тоталитарного типа.
Здесь власть сосредоточена в руках немногочисленной
политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находится
под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена только одна
партия, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы,
включая и государство.
Господствует идеология правящей партии.
Чрезмерно расширены функции репрессивных органов.
3. Континентально-европейские системы:
В этом случае имеются ввиду политические
системы, сложившиеся во Франции, Германии и Италии.
Для них характерно взаимодействие старых и новых
культур, политических традиций и форм политической деятельности. Партии и
общественные объединения функционируют в границах, существующих конституционных
норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою
деятельность на основе определенных законом процедур и регламентов.
Если брать за основу критерии типологии
производственно-экономической базис, то политические системы можно разделить на
3 типа:
1. Традиционные (доиндустриальные)
политические системы присущи обществам, находящимся на доиндустриальной ступени
развития. Это в основном слаборазвитые и развивающиеся страны,
появившиеся в результате развала колониальной системы.
Им характерна неразделенность власти, она
сосредоточена в руках одного субъекта, т.е.человека или группы людей
отстраненность большинства населения от управления государством.
2. Политические системы индустриальных обществ.
Сюда можно отнести страны капиталистической и
социалистической ориентаций. Общие черты системы данного типа:
- большее и меньшее расчленение государства и гражданского
общества как социальной основы политической системы;
- четко выраженной классовый характер политических
структур и институтов и господство соответствующих идеологических
ценностей;
- утверждающиеся демократии различных видов;
- возрастающий уровень институализации;
- рационально-бюрократический характер
государственного управления.
Политические системы данного типа охватывают широкое
многообразие форм организации государственной власти и управления и все
известные политический истории нового и новейшего времени виды режимов.
3. Политические системы постиндустриальных обществ.
Это только еще становящиеся ныне в наиболее развитых
странах образования, вырастающие на основе синтеза европейских неолиберальных и
социалистических ценностей.
Социальная база этих систем – общество массового
изобилия, многомерная социальная структура не с двухполюсным классовым
антагонизмом, а с множеством «взаимопересекающихся разделительных граней»,
посредническая роль государства по отношению к сферам гражданского общества и
взаимодействия личности и общества.
Политическая система постиндустриального общества –
это система информационного социума и формирующейся единой мировой цивилизации.
В зависимости от характера политических режимов
политические системы делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные.
В тоталитарных политических системах власть
господствует над индивидам, и над обществом, резко ограничивают права и свободы
граждан. Система функционирует по принципу «запрещено все, что не приказано».
Авторитарная политическая система порождает глубокую
пропасть между народом и властью. Важнейшей чертой авторитарного режима
является отчуждение народа от власти. Здесь не допускается никакой конкуренции
в сфере политики, осуществляется командный метод руководства и
требует безусловного повиновения.
В этой системе действует принцип: «Разрешено все,
кроме политики».
В демократической политической системе действуют
механизмы контроля граждан за властью. Принципы этой системы:
«Разрешено все, что не запрещено законом».
Не менее распространенна классификация политическая
система на традиционные и модернизированные. В основе традиционного, лежит
неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических
ролей, харизматический способ обоснования власти.
В модернизированных современных системах существует
развитое гражданское общество, дифференциация политических ролей, рациональный
способ обоснования власти.
Вопрос 3. Политическая система российского
общества.
В последнее время годы перестройки произошли коренные
преобразования политической системы. Поэтому современная политическая система
российского общества носит во многом переходный характер.
Процесс демократизации политической системы
российского общества исторически обусловлен; в результате изменений
он все более соответствует общепринятым критериям и мировой политической
практике.
Так, согласно Конституции 1977г., ядром
политической системы советского общества являлась коммунистическая
партия, выступавшая в качестве организующей и направляющей силы.
Политическое развитие нашей страны определялось, как
известно, не только Основным Законом и иными законодательными
актами, но и программой правящей партии, документами ее
партийных съездов, конференций и пленумов. Конституцией страны не
предусматривалось разделение власти на самостоятельные ветви; наоборот, в
основе деятельности Советов как органов государственной власти была заложена
идея единства законодательной и исполнительной власти.
В настоящее время Конституция Российской Федерации
1993г. провозглашает Россию демократическим федеративным правовым
социальным государством с республиканской формой правления, е единственным
источником власти – ее многонациональный народ. Органы государственной власти
Российской Федерации осуществляют свою деятельность на основе принципа
разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную,
каждая из которых самостоятельно. В нашей стране конституционно признается и
гарантируется система местного самоуправления, утверждается
идеологическое и политическое многообразие, наличие многопартийности.
Государство заняло надлежащее место
в политической системе общества и выступает в настоящее время как
основной политический институт, тем самым ликвидирована фактическая
подмена государственных органов партийными и преодолено срастание правящей
партии с государством. В условиях многопартийности стало излишним присутствие
партийных организаций в государственных структурах, в
различных организациях и учреждениях. Возросло значение средств
массовой информации в политической жизни общества.
Литература:
1. Фарукшин М.К. Политическая система общества.
«Социально-политические науки», 1991, №5.
2. Краснов Б.И. Политическая система.
«Социально-политический журнал», 1995, №5.
Комментарии
Отправить комментарий