Лекция 5. Тема: Политическая система общества


Лекция 5. Тема: Политическая система общества

План:
1.     Понятие, структура, сущность и функции политической системы.
2.     Типология политической системы.
3.     Политическая система российского общества.
  

Вопрос 1.     Понятие, структура, сущность и функции политической системы.

Всестороннюю разработку понятия «политическая система» получила в 60-е годы XX века в трудах американских политологов Д.Истина и Г.Алмонда – признанных основоположников теории политических систем.
Значимость политической системы, целесообразность ее изучения определяется, тем, что здесь находится центр социально-экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, имеющие властный характер и способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.
Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность.
При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.  Поэтому в современных условиях политизации общества каждый политически грамотный человек должен знать, что представляет собой и как функционирует политическая система общества.
В политической науке существует более двух десятков определений этого понятия.
Профессор Предвечный определяет ее, как совокупность организаций и людей, взаимодействующих в процессе реализации социальных интересов через функционирование публичной власти.
В «Словаре политического анализа» 1982г. дано следующее определение политической системы. «Политическая система – это устойчивая форма человеческих отношений, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества. 
Профессор Бурлацкий рассматривает политическую систему как «относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества  и само существование его как единого, централизованно   управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет государство, выражающее интересы господствующего класса.
И третье – политическая система – есть совокупность государственных и его государственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование отношений между классами, социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок. («СПЖ», 1991, №6, стр.106).
Центральным элементом, стержнем политической системы является политическая власть, подобно тому, как в экономической системе таким элементом является собственность. Политическая власть в основе своей государственная.
Раз мы коснулись одного из элементов политической системы, то рассмотрим ее структуру.
 Под структурой понимается строение и внутренняя организация системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами.
В исследованиях зарубежных и отечественных ученых выделяются 4 компонента политической системы:
1. Политические институты
2. Политические отношения
3. Политические и правовые нормы и принципы
 4. Политическое сознание и политическая культура.
Как выше мы отмечали, политическая система понимается как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны,  в функционировании политической власти.
В зависимости от степени участия в политической жизни эти органы и организации в научной литературе делят на три вида:
- собственно-политические,
- несобственно-политические,
- неполитические.
Собственно-политические – государство к ним относится все политические партии, отдельные общественные организации. Характерным для них признаком является прямая связь с политикой и активное воздействие на нее.
Решающую роль среди собственно-политических, как и всех остальных частей политической системы, играет государство.
Оно располагает специальным аппаратом принуждения и подавления и выступает как главная сила в руках любого господствующего класса, или слоя, как важнейшее средство осуществления политической власти.
Значительную роль в функционировании политической системы играют и политические партии. Они  объединяют наиболее активную часть общества, принимают активное участие в функционировании политической власти, или оказывают на нее определенное влияние.
Остальные звенья политической системы – общественные организации, имеющие политический характер, могут проявляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на нее задачи, исчезнуть или превратиться в политическую партию.
Несобственно-политические  - к ним относятся такие организации, которые возникают и  развиваются не в силу непосредственно-политических, а в силу экономических и других причин.
Это профсоюзные, кооперативные и иные общественные организации. Прямой целью их создания и функционирования никогда не выступает политика. Свою деятельность они осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни общества.
Однако это не означает принижения роли и значения несобственно-политических организаций системе общества, здесь речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не об отрицании его.
Неполитические – эти организации, возникающие и функционирующие на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельность.
К их числу относятся – объединения филателистов, авто-мотолюбителей, туристов, спорт, общества и др. они по существу не участвуют в осуществлении политической власти.
Вторым компонентом политической системы является; как мы отмечали выше - политические отношения. Они представляет  собой разновидность общественных отношений, им складывающих в процессе осуществления политической власти, либо по поводу нее.
Прежде всего эти отношения  межклассовые, внутриклассовые, межнациональные и межгосударственные. В эту же  группу можно включить отношения, которые складываются между политическим организациями и учреждениями.
Следующим элементом политической системы являются политические принципы и нормы. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (тоталитарный и демократический), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем.
Политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых  политических решений и определяют  своеобразную модель поведения, которой должны руководствоваться все участники политической жизни.
И, наконец, четвертым элементом политической системы мы отметили, является политическая культура и политическое сознание.
Значимость политической культуры состоит в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы. Она оказывает прямое или косвенное воздействие на поведение людей и их организаций, на восприятие ими политических событий, а также на процесс подготовки и осуществления политико-управленческих решений.


ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1. Политическая социализация – выражается в приобщении членов общества к политической деятельности.
2. Политическое рекрутирование  - подготовка и выдвижение кадров.
3. Функция артикуляции (выражение) интересов – проявляется в предъявлении требований к тем, кто вырабатывает политические решения. Требования могут предъявляться как отдельными людьми, так и группами.
4. Политическая коммуникации – обеспечение связи между различными структурами и субъектами политической системы.  
5. Функция агрегирования интересов – она происходит в форме обобщения и согласования требований, превращая их в политическую позицию. Эта функция чаще всего осуществляется политической партией.
6. К функциям выводы относятся: одной из основных функций политической системы является нормотворчество – разработка норм, законов, регулирующее поведение.
7. Функция управления.
Мобилизации резервов общества на достижение поставленных целей. 
8. Функция утверждения данного общественно-политического строя, обеспечения внутренней и внешней безопасности и т.д.
  9. Распределение ценностей в обществе в соответствии с интересами сохранения  политической системы. Таким образом, политическая система призвана интегрировать различные элементы социальной и национальной структур на базе консенсуса основных ценностей и идеалов.
С функционированием политической системы связан вопрос о ее эффективности. Если она выполняет свои функции, то она эффективна. Или можно сказать так, политическая система является эффективной, если  не разделяет, не раскалывает общество, а способствует его объединению.




Вопрос 2. Типология политической системы
Основным критерием типологии политических систем в марксизме выступает ее классовая сущность, осуществляемая в обществе государственной властью
В зависимости от того, чьи интересы выражает политическая система, марксизм делит их на рабовладельческие, феодальные, социалистические и капиталистические.
Типология многих западных политологов, в т.ч. известного американского политолога Алмонда опирается на различные политические культуры и их выражения в формах организации власти, т.е. критерием берется состояние политической культуры.
По этому признаку выделяют политические системы: англо-американского, тоталитарного и континентально-европейского типа доиндустриальные и частично индустриальные.
1. Политические системы англо-американского типа:
Они характеризуются секуляризованной политической культурой (т.е. свободной от религиозного влияния), опирающейся на рациональный расчет, терпимость, толерантность (терпимость к чужим мнениям) граждан и политической элиты.
Системы этого типа стабильны, эффективны, способны, к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения властей и четко определены их функции.
 2. Политические системы тоталитарного типа.
Здесь власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находится под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена только одна партия, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы, включая и государство.
 Господствует идеология правящей партии.
Чрезмерно расширены функции репрессивных органов.
3. Континентально-европейские системы:
В этом случае имеются ввиду политические системы,  сложившиеся во Франции, Германии и Италии.
Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности. Партии и общественные объединения функционируют в границах, существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом процедур и регламентов.
Если брать за основу критерии типологии производственно-экономической базис, то политические системы можно разделить на 3 типа:
1. Традиционные (доиндустриальные) политические системы присущи обществам, находящимся на доиндустриальной ступени развития. Это в основном  слаборазвитые и развивающиеся страны, появившиеся в результате развала колониальной системы.
Им характерна неразделенность власти, она сосредоточена в руках одного субъекта, т.е.человека или группы людей отстраненность большинства населения от управления государством.
2. Политические системы индустриальных обществ.
Сюда можно отнести страны капиталистической и социалистической ориентаций. Общие черты системы данного типа:
- большее и меньшее расчленение государства и гражданского общества как социальной основы политической системы;
- четко выраженной классовый характер политических структур и институтов и господство соответствующих идеологических ценностей; 
- утверждающиеся демократии различных видов;
- возрастающий уровень институализации;
- рационально-бюрократический характер государственного  управления.
Политические системы данного типа охватывают широкое многообразие форм организации государственной власти и управления и все известные политический истории нового и новейшего времени виды режимов.
3. Политические системы постиндустриальных обществ.
Это только еще становящиеся ныне в наиболее развитых странах образования, вырастающие на основе синтеза европейских неолиберальных и социалистических ценностей.
Социальная база этих систем – общество массового изобилия, многомерная социальная структура не с двухполюсным классовым антагонизмом, а с множеством «взаимопересекающихся разделительных граней», посредническая роль государства по отношению к сферам гражданского общества и взаимодействия личности и общества.
Политическая система постиндустриального общества – это система информационного социума и формирующейся единой мировой цивилизации.
В зависимости от характера политических режимов политические системы делятся на демократические, авторитарные и тоталитарные.
В тоталитарных политических системах власть господствует над индивидам, и над обществом, резко ограничивают права и свободы граждан. Система функционирует по принципу «запрещено все, что не приказано».
Авторитарная политическая система порождает глубокую пропасть между народом и властью. Важнейшей чертой авторитарного режима является отчуждение народа от власти. Здесь не допускается никакой конкуренции в сфере политики, осуществляется  командный метод руководства и требует безусловного повиновения.
В этой системе действует принцип: «Разрешено все, кроме политики».
В демократической политической системе действуют механизмы контроля граждан за властью.  Принципы этой системы: «Разрешено все, что не запрещено законом».
Не менее распространенна классификация политическая система на традиционные и модернизированные. В основе традиционного, лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.
В модернизированных современных системах существует развитое гражданское общество, дифференциация политических ролей, рациональный способ обоснования власти.



Вопрос 3.     Политическая система российского общества.

В последнее время годы перестройки произошли коренные преобразования политической системы. Поэтому современная политическая система российского общества носит во многом переходный характер.
Процесс демократизации политической системы российского общества исторически обусловлен; в результате  изменений он все более соответствует общепринятым критериям и мировой политической практике.
Так, согласно Конституции 1977г., ядром политической  системы советского общества являлась коммунистическая партия, выступавшая в качестве организующей и направляющей силы. Политическое  развитие  нашей страны определялось, как известно, не только Основным  Законом и иными законодательными актами, но и программой правящей   партии, документами ее партийных съездов, конференций и пленумов. Конституцией страны не предусматривалось разделение власти на самостоятельные ветви; наоборот, в основе деятельности Советов как органов государственной власти была заложена идея единства законодательной и исполнительной власти.
В настоящее время Конституция Российской Федерации 1993г. провозглашает  Россию демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления, е единственным источником власти – ее многонациональный народ. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельно. В нашей стране конституционно признается и гарантируется  система местного самоуправления, утверждается идеологическое и политическое многообразие, наличие многопартийности.
Государство заняло надлежащее место в  политической системе общества и выступает в настоящее время как основной политический институт, тем самым ликвидирована  фактическая подмена государственных органов партийными и преодолено срастание правящей партии с государством. В условиях многопартийности стало излишним присутствие партийных организаций в государственных структурах, в различных  организациях и учреждениях. Возросло значение средств массовой информации  в политической жизни общества.


Литература:
1. Фарукшин М.К. Политическая система общества. «Социально-политические науки», 1991, №5.
2. Краснов Б.И. Политическая система. «Социально-политический журнал», 1995, №5.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лекция 4. Тема: Власть и властные отношения

Лекция 3. Тема: Демократия и политика.