Лекция 8. Тема: Избирательные системы


Тема:  Избирательные системы


Вопросы к лекции
    1. Вопрос. Избирательное право и принципы избирательного права
    2. Избирательные институты и избирательные процессы.
    3. Вопрос. Типы избирательных систем

Под избирательной системой понимается совокупность институтов, механизмов, норм, правил, процедур и отношений, обеспечивающих избрание и легитимное формирование ключевых органов публичной власти. Основное предназначение избирательной системы – обеспечение представительства народов во властной системе.
Избирательная система – составная часть политической системы, как и любая система, она подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболее значимых выделяются следующие:
- избирательное право и принципы избирательного права;
- избирательные институты;
- избирательная кампания и избирательный процесс.

Избирательное право и институты

Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведению выборов. Избирательное право сформировалось в процессе длительной борьбы демократических сил на протяжении более чем двух веков, и ключевое место в нем занимает право каждого гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Следует отметить, что институт избирательного права прошел весьма сложный и длительный путь формирования и утверждения. В Нидерландах, например, в 1800 г. избирательным правом пользовалось всего 12% взрослого населения, к 1890 г. эта цифра поднялась до 27%, в 1900 г. – до 63%. Здесь всеобщее право голоса было введено для мужчин в 1917 г. а для женщин – в 1919 г.
Вплоть до окончания Гражданской войны цветные американцы (за исключением незначительных групп в новоанглийских штатах) были лишены права участвовать в избирательном процессе. В 1870 г. т.е. через сеть лет после обнародования президентской прокламации об освобождении рабов (1863), была принята XV поправка к Конституции, предоставляющая право голоса чернокожим, или как их называют ныне афроамериканцам, которые лишь начиная с 1920 –х гг. стали добиваться некоторых успехов в расширении своего участия в выборах. Важное значение имели законы 1950-1970-х гг., снявшие ограничения на участие чернокожих американцев в избирательном процессе. 
В 1971 г. конгресс США одобрил ХХVI поправку к Конституции о снижении возрастного ценза на участие в голосовании с 21 года до 18 лет. Подобные законы в конце 1960-х – 1970-е гг. были приняты и в большинстве других индустриально развитых стран.
Впервые женщины получили избирательные права в 1893 г. в Новой Зеландии, а в Европе в 1906 г. в Финляндии, которая в это время входила состав Российской империи. В США же ценз пола был снят поправкой XIX к Конституции только в 1920 г., в Нидерландах — в 1919 г. В ряде стран, з том числе и известных своими демократическими традициями, женщин равняли в избирательных правах с мужчинами не так давно, например, во Франции в 1944 г., в Италии — в 1945 г., в Греции — в 1956 г., в Швей­царии — лишь в 1971 г.
В современном демократическом государстве, как правило, все без исключения граждане, достигшие избирательного возраста, за исключе­нием лиц, предусмотренных действующим законодательством, пользуются правом избирать и быть избранными. Избирательное право не зависит т пола гражданина, его возраста, национальности, языка, места жительства, отношения к религии и т.д. Причем, действует принцип «один чело­век — один голос».
Различаются пассивное и активное избирательное право. Под активным подразумевается право участвовать на выборах и голосовать по выбору самого избирателя за того или иного кандидата или за конкретную полити­ческую партию. Пассивное право — это право гражданина выдвигать свою кандидатуру на ту или иную выборную государственную должность и участвовать в выборах в качестве претендента на нее.
Как для активного, так и для пассивного права законодательством уста­новлены соответствующие правила, нормы, цензы. Речь идет, прежде всего, возрастном цензе.
Возрастной ценз - законодательное установление воз­растных ограничений для получения активного и пассивного избирательного права. Граждане вправе реализовывать свое активное избирательное право с 18 лет, т. е. с возраста, когда наступает общая дееспособность. Возрастной ценз пассивного избирательного права устанавливается Конституцией РФ, фе­деральными законами и зависит от вида органа и должности, на которую избирается гражданин.
До конца 1960-х гг. во многих странах избирательное право предоставлялось с 21—23 лет, но в ходе широких молодежных и сту­денческих движений конца 1960-х — начала 1970-х гг. этот ценз во многих странах был снижен до 18 лет: в США — в 1971 г., в ФРГ и Франции — 1974 г., в Италии — в 1975 г. и т.д. В настоящее время примерно в двух третях стран мира активным избирательным правом обладают граждане при достижении 18 лет, а в некоторых странах (Бразилия, Иран, Куба) — даже с 16 лет.
Активное избирательное право российский гражданин имеет с 18-летнего возраста, когда он, согласно ст. 60 Консти­туции РФ, может самостоятельно осуществлять все права и обязанности, а также при отсутствии обстоятельств, которые исключают в соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции РФ участие граждан в выборах (недееспособность, нахождение в ме­стах лишения свободы по приговору суда). При выборах в ор­ганы местного самоуправления активное избирательное право предоставляется также иностранным гражданам на условиях международных договоров и соглашений.
Для кандидатов, претендующих на выборные должности, в зависимости от властного уровня установлен более высокий возрастной ценз, т. е. пассивным избирательном правом ска­жем, 21—25 лет в нижнюю и 30—40 лет — в верхние палаты парламента.
Пассивное избирательное право для депутата Государ­ственной Думы наступает с 21 года
Так, в России право баллотироваться на пост депутата Государственной Думы имеют граждане, достигшие 21 года. Сенатором в США может стать гражданин не моложе 35 лет, в Италии, чтобы быть избранным в палату депутатов, гражданин должен достигнуть возраста 25 лет, в сенат Республики — 40 лет.
Обычно довольно высокий возрастной ценз устанавливается для лица баллотирующегося на пост президента. В России, для кандидата на пост "Президента РФ - по достижении 35 лет при условии постоянного проживания в Российской Фе­дерации не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ), для кан­дидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ - по достижении 30 лет. На выборах депутатов законода­тельного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и выборного должностного лица местного само­управления минимальный возраст кандидата не может превы­шать 21 года (п. 8 ст. 4)'. Установление повышенного возраст­ного ценза для пассивного избирательного права обосновыва­ется необходимостью наличия жизненного опыта и навыков в решении проблем.
В США, Португалии Индии и других президентом может стать лицо не моложе 35 лет, в Герма­нии — не моложе 40 лет, в Италии — не моложе 50 лет и т.д.
В Российской Федерации выборы организуются и прово­дятся на основе следующих принципов:
1.Принцип всеобщего избирательного права (ст. 4), оз­начает право российского гражданина, который достиг необ­ходимого возраста, избирать и быть избранным в органы гос­ударственной власти и местного самоуправления, а также право на участие во всех избирательных действиях и меро­приятиях (быть доверенным лицом кандидатов, наблюдате­лем, членом избирательной комиссии, участвовать в предвы­борной агитации и др.).
Право избирать и быть избранным не зависит от каких- либо социальных факторов. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде­рации» определяет, что гражданин может избирать и быть из­бранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям, а также других об­стоятельств (п. 2 ст. 4)1.
2. Принцип равного избирательного права, означает, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и не имеют никаких преимуществ друг перед другом (ст. 5).
Равное избирательное право предполагает:
равное количество голосов на выборах в один и тот же орган власти; обеспечивается тем, что избиратель может быть включен только в один список избирателей;
равный вес голосов избирателей означает, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем. Это обеспечивается образованием примерно равных по численности избирателей избирательных округов;
равенство возможностей избирателей по участию в из­бирательных действиях.
Таким образом, принцип равного избирательного права обеспечивается тем, что каждый гражданин включается толь­ко в один список избирателей по одному избирательному участку, а также равными нормами представительства в изби­рательных округах при мажоритарных выборах.
3. Принцип прямого избирательного права означает, что выборные лица избираются непосредственно населением (ст. 6), т. е. избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. В России голосование может быть только очным (непосредственным), когда сам из­биратель является к месту голосования, тогда как в ряде зару­бежных стран (например, Великобритании, Германии, Дании) оно может быть заочным, когда волю избирателя реализуют по его поручению другие лица, а также разрешено голосовать по почте или доверенности.
4. Принцип тайного голосования на выборах (ст. 7) означает исключение возможности контроля за волеизъявле­нием избирателей. С целью обеспечения тайны голосования избирателю предоставляется возможность использования за­крытой специально оборудованной кабины для заполнения избирательного бюллетеня. Бюллетень опускается в опечатанный ящик для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании лично избирателем.
Кроме того, принцип тайного голосования обеспечивается положением о недопустимости нумерации избирательных бюллетеней (п. 2 ст. 63).
5.Принцип свободы выборов и добровольного участия в них избирателей (п. 3. ст. 3) означает, что никто не вправе оказывать воздействие с целью принудить к участию или неучастию в выборах, а также на свободное волеизъявление избирателей. Под незаконным воспрепятствованием свобод­ному волеизъявлению или принуждением к участию или неучастию в выборах понимается любое физическое или пси­хическое воздействие на гражданина, в результате которого он вынужден принять участие либо отказаться от участия в них. Разумеется, избирателя можно призывать принять уча­стие в выборах и выразить свою волю. Прийти на избиратель­ный участок - это гражданский долг каждого избирателя, од­нако неучастие в голосовании (абсентеизм) не влечет админи­стративной или уголовной ответственности.
Вышеназванные принципы относятся к группе принци­пов, которые характеризуют участие граждан в выборах. Дру­гая группа принципов включает принципы, отражающие ор­ганизацию и проведение выборов. К таким принципам отно­сятся принципы обязательности и периодичности, альтерна­тивности и гласности выборов.
6. Принципы обязательности и периодичности выбо­ров (ст. 8, 9). Принцип обязательности означает, что государ­ственные и муниципальные органы, наделенные полномочия­ми в сфере принятия решений об их проведении в установ­ленные законодательством сроки, не вправе уклоняться от принятия такого решения, отменять назначенные выборы или переносить их. Обеспечивается наличием в Конституции Рос­сии и законодательстве РФ норм о полномочиях органов и должностных лиц назначать выборы; определением сроков назначения и проведения выборов. В случаях, если уполномо­ченный на то орган или должностное лицо либо соответству­ющая избирательная комиссия не назначили в установленный срок выборы органов или депутатов, а также если соответ­ствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законодательством порядке, избиратели имеют право обратиться с заявлени­ем в соответствующий суд общей юрисдикции о назначе­нии предусмотренных законом выборов.
Принцип периодичности выборов связан с установленны­ми законодательством сроками полномочий органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления; это, в свою очередь, означает, что очередные выборы должны про­водиться через определенные интервалы времени.
7.Принцип альтернативности выборов (п. 33 ст. 38) предполагает необходимость участия в выборах нескольких кандидатов, списков кандидатов. В случае, если ко дню голо­сования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или рав­ным ему либо если в едином избирательном округе будет за­регистрирован только один кандидат (список кандидатов), го­лосование в таком избирательном округе по решению соот­ветствующей избирательной комиссии откладывается для до­полнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов).
8.Принцип гласности выборов означает их информаци­онное обеспечение, информирование избирателей, опросы общественного мнения.
Всеобщее избирательное право не может быть абсолют­ным. Этот принцип предполагает целый ряд условий для предоставления гражданам активного и пассивного избира­тельного права, которые называются цензами.
Во многих странах существует ценз гражданства, согласно котором; право быть избранным на высшие посты в государстве, например, на пост главы государства, предоставлено только гражданам данного государства.
1.                Ценз гражданства - избирательными правами обладают только граждане РФ. Не имеют права быть избранными граж­дане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на террито­рии иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными только в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ.
2.                Ценз места жительства (оседлости). Для приобретения избирательного права необходимо обязательное проживание гражданина на территории избирательного округа. Пребыва­ние российского гражданина за границей не является препят­ствием для участия в выборах в федеральные органы государ­ственной власти (депутатов Государственной Думы и Прези­дента РФ). В списки избирателей включаются российские граждане, постоянно проживающие за границей. Граждане, временно находящиеся за рубежом и имеющие при себе от­крепительные удостоверения, также имеют возможность про­голосовать. Дипломатические представительства и консуль­ские учреждения РФ обязаны оказывать содействие в реали­зации установленных законодательством избирательных прав и тем российским гражданам, которые не имеют при себе от­крепительного удостоверения.
3.                Ценз количества избраний. Такие ограничения суще­ствуют для Президента РФ, высшего должностного лица субъекта РФ и для глав муниципальных образований. Одно и то же лицо может занимать соответствующую должность не более двух сроков подряд.
4.                Не имеют пассивного избирательного права граждане РФ:
- осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непо­гашенную судимость за указанные преступления;
подвергнутые административному наказанию за пропа­ганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подверг­нутым административному наказанию.
Приобретение пассивного избирательного права может быть оговорен сроком гражданства. Так, в ряде стран, например, в США, Финляндии Белоруссии, Казахстане, Грузии, правом быть избранным на пост глав! государства наделены лишь граждане по рождению.
Во многих странах существует ценз оседлости, который для активного избирательного права составляет, как правило, от одного месяца до двух лет. Это означает, что гражданин для получения доступа к избирательным урнам должен постоянно проживать в пределах данной административно- территориальной единицы установленный промежуток времени, предше­ствующий голосованию.
Так, в Японии для участия в голосовании установлен ценз оседло­сти, равный трем месяцам. Претенденты в члены палаты представителен в США должны быть жителями штата, но не обязательно конгрессистского дистрикта (округа), от которого они избираются.


Центральное место в избирательной системе занимает институт выбо­ров. Главная проблема, которой занимаются партии, - это избирательный процесс, т.е. нормативно урегулированная деятельность органов, партий объединений, групп избирателей по организации и проведению выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избирательный процесс подразделяется на ряд этапов: назначение выбо­ров; определение избирательных округов и организация избирательных участков; создание избирательных органов (комиссий и др.); регистрация избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агита­ционная кампания; голосование; подсчет голосов и определение результа­тов голосования, подведение итогов выборов.
Лишь выиграв на выборах и завоевав выборные должности, партия и ее руководство в состоянии утвердить собственные позиции и добиться власти для достижения своих целей. Здесь решающее слово принадлежит избирателям. Вся совокупность избирателей страны или административно- территориальной единицы называется избирательным корпусом или элек­торатом. Успех на выборах является непременным условием выживания партии и мерой ее эффективности и жизнеспособности. В глазах избирате­лей мерилом положительной или отрицательной оценки деятельности пар­тий является успех последних на выборах, который обеспечивает приток финансовых средств в партийную кассу и фонд избирательной кампании.
В современных условиях для большинства населения основной, а нередко и единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку поли­тических сил в стране в целом, в отдельной области, штате, земле, на муни­ципальном уровне, избирательном округе, определить степень доверия избирателей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, программным установкам и т.д.

Избирательные округа и избирательные комиссии

Для проведения выборов в зависимости от их характера (всеобщие, регио­нальные, местные) вся территория страны, области, провинции, района раз­бивается на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Округа, как правило, создаются, исходя из численности имеющих право голоса граждан, проживающих на соответствующей терри­тории (территориальные округа), входящих в производственные коллективы (производственные округа) или иные объединения избирателей (например, профсоюзы). Производственные округа создаются в настоящее время доста­точно редко, в частности в КНР.
В отдельных случаях избирательные округа создаются по этническому принципу, например, в Сингапуре и Фиджи, а также в России на Северном Кавказе (например, в Дагестане) для обеспечения представительства мало­численных народностей в выборных органах районного и республикан­ского уровня. Сами округа в зависимости от типа избирательной системы могут быть одномандатными и многомандатными (два и более депутата).
Округа разделяются на более мелкие избирательные единицы — изби­рательные участки, являющиеся местами для голосования избирателей, которые проживают в непосредственной близости, и первичного под­счета поданных голосов. В избирательном округе обычно насчитывается несколько, а иногда и много избирательных участков, каждый из которых охватывает от нескольких сот до нескольких тысяч избирателей. При необ­ходимости могут создаваться участки для нескольких десятков избирате­лей, например, в отдаленных районах, на военных кораблях и т.д.
Для руководства, организации и осуществления избирательного про­цесса создаются избирательные комиссии: бюро, советы, президиумы, трибуналы и др. По уровню избирательные комиссии подразделяются на участковые и окружные, территориальные, образуемые в масштабах административно-территориальных единиц, центральные, действующие в масштабах всей страны, а в федеративных государствах — и в масштабах субъектов федерации.
К полномочиям и функциям избирательных комиссий относятся сле­дующие:
- организация и проведение выборов;
- контроль за соблюдением всеми участниками избирательного про­цесса избирательного законодательства и иных правовых норм;
- регистрация выдвинутых кандидатов;
- распределение финансовых средств, выделенных государством (если таковые предусмотрены), между кандидатами или партиями;
- подсчет и определение результатов выборов;
- подведение итогов выборов, включая признание их состоявшимися или несостоявшимися; и др.
Очевидно, что избирательные комиссии располагают возможностями оказывать влияние на процесс выборов, поэтому основными требованиями к ним являются беспристрастность и независимость их персонала.
В свою очередь, партии и отдельно взятые кандидаты для проведения избирательной кампании создают специальный штаб, в который входят специалисты-консультанты разного профиля: политические организаторы, специалисты по опросам общественного мнения и работы с СМИ, по сбору финансовых средств и др.

Важное место в избирательном процессе занимает избирательная кампания.
Под избирательной кампанией понимается установленный закону комплекс организационных, агитационных, идеолого-информационных мероприятий, осуществляемых соответствующими органами государ­ственной власти, политическими партиями, организациями для выборов в органы государственной власти разных уровней — от муниципалитетов до главы государства.
Можно сказать, что избирательная кампания — это развернутый во вре­мени процесс, состоящий из ряда следующих последовательных этапов:
1.                назначение конкретной даты выборов;
2.                образование избирательных округов и участков;
3.                начало и завершение регистрации избирателей;
4.                выдвижение и регистрация кандидатов;
5.                начало и завершение предвыборной борьбы;
6.                голосование;
7.                подсчет поданных на выборах голосов.
Вопрос о сроках, порядке, формах, процедурах проведения предвыбор­ной кампании и самих выборов, агитации, источниках финансирования и другие в разных странах решается по-разному. Большей частью парла­ментские выборы назначаются главой государства, а президентские — пар­ламентом, разумеется, с соблюдением установленных законом норм и пра­вил. Время начала и проведения выборов могут быть более или менее четко зафиксированы в конституции или ином законодательном акте (например, в США, Мексике, Коста-Рике, Латвии и др.).
В США голосование на выборах президента и членов конгресса прово­дится в первый вторник после первого понедельника ноября каждого висо­косного года, а так называемые промежуточные выборы в конгресс в тот же день следующего четного года.
Необходимо отметить такую особенность президентских выборов в США, как праймериз, т.е. предварительные выборы. Избирательная кам­пания по выборам президента проходит в два этапа. Официально прай­мериз начинается в феврале года президентских выборов в штате Нью-Гэмпшир. На этом этапе борьба разворачивается между претендентами на номинацию внутри партий. Завершается данный этап в июле-августе национальными съездами Республиканской и Демократической партий, на которых официально выдвигаются кандидаты на пост президента США и принимаются их предвыборные платформы. С проведения съездов начи­нается второй этап, который заканчивается избранием президента и других должностных лиц в первый вторник после первого понедельника ноября месяца.
Однако в большинстве стран заранее определенной даты выборов нет, поэтому выборы назначаются каждый раз путем издания специального акта, в котором и определяется эта дата.
В Великобритании премьер-министр назначает дату выборов за два месяца до самих выборов. Как правило, руководители всех партий знают о
 дате выборов задолго до официального заявления премьер-министра и, соответственно, заранее готовятся к решающей пробе сил. Примерно такая же процедура существует в большинстве стран с парламентским режимом.
В России выборы депутатов Государственной Думы назначаются Пре­зидентом РФ. Днем голосования установлено первое воскресенье месяца, в котором истекает срок избрания нижней палаты прежнего созыва. Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а днем голосо­вания является второе воскресенье месяца, в котором проходили предыду­щие президентские выборы.
Выборы в органы законодательной власти субъектов РФ унифициро­ваны Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции», в соответствии с которым региональные выборы назначаются зако­нодательным органом государственной власти субъекта РФ. Конкретная дата голосования так же, как и на федеральных выборах, определяется в зависимости от сроков полномочий региональных органов власти.
Муниципальные выборы назначаются представительным органом мест­ного самоуправления. Общим правилом для всех уровней и видов выборов является их назначение только на выходной день — воскресенье.
В избирательной системе важное место занимает наличие или отсут­ствие проходного порога, вводимого при использовании пропорциональ­ной, а отчасти и смешанной системы в целях исключения чрезмерно дробной партийно-фракционной структуры парламента и создания в нем достаточно крупных партийных фракций. Такой порог определяется мини­мальным процентом голосов избирателей, который каждая из участвующих в выборах партий должна завоевать в масштабах всей страны, чтобы получить доступ в парламент и принять участие в распределении депутат­ах мандатов.
Уровень такого порога варьируется от страны к стране. Так, если в Израилe он составляет I/о, то в Италии, Швеции, Венгрии и Болгарии4%;
Египте — 8%; в Турции — 10%. В России на выборах в Государственную Думу этот барьер установлен на уровне 5%.
В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных компаний регламентируется установленными законодательными нормами.
Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Япо­нии запрещает делать подарки избирателям, привлекать их обещанием продвижения по службе, обходить дома избирателей с целью предвыбор­ной агитации. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов обще­ственного мнения за две недели до выборов, а в Англии - в день выборов.
В большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предо­ставить избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и все­сторонне взвесить свой выбор. В ряде стран, например, в Белоруссии нет таких ограничений.
Достаточно регламентировано использование СМИ, особенно телеви­дения и радио. Так, законодательно устанавливаются принципы распреде­ления времени, отводимого на СМИ партиям и кандидатам для рекламы своих предвыборных программ. Здесь, во всяком случае на официаль­ном уровне, декларируется равенство всех без исключения участвующих в выборах партий и кандидатов. Однако не всегда и не везде этот принцип соблюдается.
Устанавливается равный максимальный лимит расходов на проведения выборов. Ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды избирательных кампаний. Во многих странах государств! финансирование предвыборной кампании берет на себя.
Важное место в избирательной системе занимает институт регистра­ции, который регулируется соответствующими законами. Как правило, в списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса Сама регистрация может носить как обязательный, так и добровольны! характер. В первом случае (например, в ФРГ, Италии, Великобритании Индии, Швеции, Швейцарии и др.) в списки вносятся все установленные регистраторами лица, имеющие право голоса, вне зависимости от их жела­ния. Такой порядок существует и в России. Во втором случае включение в список избирателей осуществляется по инициативе самого гражданина (например, в США, Франции, Мексике и др.). К примеру, в США реги­страция для участия в выборах является сугубо личным делом самого голосующего и осуществляется специальными уполномоченными для этой цели чиновниками городских округов и графств, а также местными избира­тельными комиссиями и бюро.
Выдвижение и регистрация кандидатов - очень важный этап избира­тельного процесса, в ходе которого четко определяется круг избираемых лиц. Существуют различные формы и пути выдвижения кандидатов, но реально кандидаты почти всегда выдвигаются партиями.
Предвыборная агитационная кампания обычно начинается после реги­страции кандидатов и прекращается за сутки до дня выборов. В период агитации кандидаты получают возможность выступать не только на пред­выборных митингах и собраниях, но и в СМИ, в том числе и в государ­ственных на бесплатной основе. Законодательство различных стран более или менее жестко регулирует эти и другие вопросы предвыборной агита­ции, стремясь, прежде всего, обеспечить равенство возможностей для все' кандидатов.
Во многих странах предусмотрены правила предоставления партиям средств из государственного бюджета на финансирование избирательных кампаний; установлены пределы финансовых расходов на избирательную кампанию, максимальных размеров частных пожертвований и т.д.
Голосование — главная стадия избирательного процесса, на которой осуществляется волеизъявление избирателей. В голосовании принимают участие избиратели, включенные в соответствующие списки и представив­шие удостоверения личности или избирательные карточки, выдаваемые в ряде стран при регистрации. Голосование, как правило, происходит очно, но в некоторых странах (например, во Франции, ФРГ и др.) может осу­ществляться и заочно, по доверенности. Иногда (в Великобритании, ФРГ, Дании и др.) допускается голосование по почте.
Подсчет голосов и определение результатов голосования начинаются непосредственно после окончания голосования на избирательных участках. Открыто и гласно определяется число поданных голосов, действительных и недействительных бюллетеней. Итоговые документы участковых изби­рательных комиссий направляются в окружные избирательные комиссии, которые определяют результаты голосования по данному избирательному округу и которым также принадлежит право решать вопрос о действитель­ности выборов, а при определенных условиях — о проведении второго тура голосования или новых выборов.
В масштабах страны в целом или ее составных частей итоги выбо­ров подводятся центральными и иными территориальными избиратель­ными органами, которые официально опубликовывают их. В зависимости от установленного в стране типа избирательной системы итоги голосова­ния могут приводить к различным результатам выборов.



Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от избирательной системы, норм и правил голосовании. Применяя различные правила при одной и той же шкале предпочтений избирателей, можно получить разные результаты. Существует три основ­ных типа избирательной системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная мажоритарно-пропорциональная.


Мажоритарная система является исторически первой избирательной системой. Именно с нее начали проводиться выборы в парламенты. Мажоритарная система (от франц. majorite — большинство) предусматривав: порядок определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат или список кандидатов политической партии, и получившие на выборах большинство голосов в избирательном округе и. по стране в целом.
При мажоритарной системе депутаты в законодательные собрания избираются по одномандатным округам. Эта система утвердилась в Англии США, Франции, Японии и ряде других стран. Чтобы одержать побед партия должна получить большинство голосов в каждом из избирательных округов. Однако иногда возможны многомандатные округа, от которых избираются два депутата и более.
Существует два типа мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. В первом случае победителем считаете кандидат, завоевавший 50% плюс один голос. Если ни один из кандидатов не набирает в первом туре необходимого большинства голосов, то проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Во втором туре победителем выходит кандидат, набравший абсолютное или относительное 6ольшинсте голосов.
При мажоритарной системе относительного большинства побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников. Неслучайно мажоритарную систему относительного большинства называют «системе первого пришедшего к финишу».
В том случае, когда по одному и тому же округу баллотируются не два. а несколько кандидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 20—25% голосов. В итоге значительная часть избирателей оказывается не представленной в законодательном собрании. Показательно, что Кон­сервативная партия Великобритании не раз одерживала победу, получив лишь около 40% голосов избирателей, поскольку остальной электорат делился между Лейбористской партией и социал-либеральным альянсом.
Положительные и отрицательные стороны мажоритарной системы:
Мажоритарная система относительного большинства применяется в более чем 60 странах и часто используется при выборах президента (Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Исландия, США, Венесуэла), реже при выборах нижней палаты парламента (Великобри­тания, Канада, США, Япония, ряд развивающихся стран: Багамы, Индия, Джамайка и др.). Данная система очень проста и понятна. Здесь не требу­ется ни сложных расчетов, ни неясных для рядовых избирателей манев­ров с общими списками. Одним из ее преимуществ является тесная связь между депутатами и избирателями. Поскольку округа одномандатные, каждый депутат в единственном числе представляет свой округ. На выбо­рах соревнуются не безликие списки, а кандидаты, чьи личностные каче­ства небезразличны избирателям.
К числу положительных сторон мажоритарной избирательной системы относится и то, что она способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по своему влиянию партий, становлению двух- или двух с поло­виной партийной системы. В мажоритарной системе заложены возможно­сти формирования эффективно работающего и стабильного правительства.
Недостаток мажоритарной системы состоит в том, что победителем, представляющим в выборном органе соответствующий округ, и в целом по стране может стать кандидат, набравший явное меньшинство голосов избирателей. Если, например, в одном одномандатном округе за место борются три кандидата, то может сложиться ситуация, при которой два кандидата получают соответственно 25 и 35% голосов, в результате чего победу одерживает кандидат, получивший 40% голосов. В итоге 60% изби­рателей, голосовавших не за победителя, оказываются не представленными з выборном органе. Многие политические силы оказываются вытеснен­ными за пределы активной парламентской деятельности.


Пропорциональная избирательная система на столетие моложе мажоритарной. В конце XIX в. она была введена в ряде кантонов Швейцарии, затем принята в Бельгии, а в 1906 г. - в Финляндии, входившей в то время состав Российской империи. Эта система действует более чем в 60 странах современного мира, преобладая в Западной Европе.
Пропорциональная система предполагает многомандатные избиратель­ные округа, а ее суть заключается в более или менее пропорциональном распределении мест в соответствии с распределением голосов. Другими ловами, депутатские места распределяются между партиями или избира­тельными коалициями в зависимости от процентного соотношения голо­сов, которые они получили на выборах.
При использовании данной системы создаются достаточно крупные избирательные округа, чтобы включить, скажем, пять представителей и разделить их между партиями пропорционально завоеванным ими голосам. Например, если из трех партий, участвующих в выборах, одна получает 40/6 всех голосов, вторая — 20%, а третья — 10%, то каждая из партии получит соответственно 40, 20 и 10% мест в парламенте. Партия, получив­шая 40% всех голосов, соответственно получает 40% из 5 мест, т.е. 2.
Однако если бы такой большой округ был бы расчленен на 5 мелких округов, имеющих по одному месту, все пять мест получила бы партия, завоевавшая 40% голосов избирателей, т.е. большинство (при условии, что, если бы ее сила распределялась примерно равномерно по первоначальном большому округу). Другими словами, пропорциональная система дает возможность сравнительно малым партиям получить места в законодательном органе власти.
Перспектива завоевания своей, хотя и малой, доли участия во власти поощряет партии меньшинств и способствует сохранению многопартийной системы. Мажоритарная же система, как уже отмечалось, способствует формированию двух- или двух с половиной партийной избирательной системы.
Каждая партия, принимающая участие в выборах, предлагает собствен­ный список кандидатов по округам. Избиратели голосуют не за конкретную личность от той или иной партии, а за собственно партии в масштабе всей страны. Наиболее часто применяется пропорциональная избирательная система с закрытым партийным списком, в котором фамилии кандидате; не обязательно должны быть обозначены. Избиратель голосует за опреде­ленную партию и тем самым поддерживает список ее кандидатов в целом Списки могут быть открытыми, в силу чего избиратель может выразить предпочтение конкретным кандидатам от партии.
Положительные и отрицательные стороны пропорциональной системы:
Преимущество пропорциональной системы состоит в том, что она обе­спечивает наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий, способствует развитию политического и идеологического плюра­лизма и формированию многопартийной системы. Допускает эта система и возможность коррекции в результате замены депутата от партии по реше­нию последней, если он не отражает партийную точку зрения.
Недостатком рассматриваемой системы является то, что в странах, где имеются множество партий, избранный депутатский корпус в парла­менте оказывается раздробленным на множество депутатских групп, что. естественно, осложняет его работу. Именно поэтому во многих странах устанавливается так называемый проходной порог, о котором говорилось в предыдущей главе. В России этот барьер составляет 5% голосов. Партии, набравшие менее 5% голосов, не проходят в парламент, и отданные за нее голоса делятся по пропорциональному принципу между партиями-победителями.
Другой недостаток пропорциональной системы в том, что избиратель выбирает партийный список, в котором ему известны лишь фамилии руко­водителя и нескольких наиболее популярных членов партии. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа как при мажоритарной системе. Многопартийная система и во мно­гом соответствующая ей пропорциональная избирательная система предполагает необходимость коалиционного правительства, что не всегда служит фактором его стабильности и эффективности. Пропорциональная система может стать и источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели.

В ряде стран существует смешанная мажоритарно-пропорциональная система, которая возникла и была введена в послевоенный период. Смешан­ная система была призвана вобрать в себя положительные характеристики мажоритарной и пропорциональной систем. Ее суть заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, а другая часть — пропорциональ­ной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирую­щегося в данном избирательном округе, другой - за политическую партию.
Такая система дает возможность представить в органах государствен­ной власти более широкий круг политических партий и, следовательно, более, адекватно выразить политическую волю населения. Нередко смеше­ние двух систем происходит таким образом, что одна из палат парламента избирается по мажоритарной, а другая — по пропорциональной системе.
Так, в ФРГ одна половина состава бундестага избирается на основе мажоритарной системы в один тур, а другая - на основе пропорциональ­ной системы. В Австралии палата представителей формируется по мажо­ритарной системе абсолютного большинства, а сенат — на системе пропор­ционального представительства. При этом отмечено, что мажоритарная система в один тур способствует установлению двухпартийности, пропор­циональная система, наоборот, - многопартийности, а мажоритарная в два тура – объединению партий в коалиции.
Выделяются так называемые параллельные смешанные и связанные сме­шанные системы.
При параллельной смешанной системе выборы проводятся одновре­менно по партийным спискам в многомандатных округах и в одномандат­ных округах по правилу относительного или абсолютного большинства. Результаты, полученные с использованием каждой из этих систем, явля­ются независимыми. /
В связанных смешанных избирательных системах часть депутатов избирается по партийным спискам в многомандатных округах по пропорцио­нальной системе, а часть - в одномандатных округах по мажоритарной системе. При этом общее число мест для каждой партии подсчитывается на основе процента голосов, полученных по пропорциональной системе, и из него высчитывается число мест, полученных в одномандатных округах
Подобная система действует в Германии, Венесуэле, Новой Зеландии. В Венгрии 152 депутата избираются в 20 многомандатных округах по пар­тийному списку, 176 — по мажоритарной системе, а 52 компенсаторных с ста распределяются пропорционально на основе выборов по партийным пискам в едином национальном округе.
Наглядное представление о связанной смешанной избирательной системе можно получить на примере ФРГ. Суть германской избирательной системы, созданной в соответствии с Основным законом страны в 1949 г заключается в сочетании персонального голосования в одномандатных округах с принципом пропорционального представительства.
Так, половина депутатов в бундестаг на выборах, которые проходят каж­дые четыре года, избирается по мажоритарной системе в одномандатных округах, другая же половина - по списочной пропорциональной системе Каждый избиратель имеет два голоса. Первый - персональный голос - отдается за определенного партийного кандидата в одном из 328 одноман­датных округов, второй голос отдается за земельный список партийный список на федеральном уровне, по которому избирается 328 депутате из общего числа 656.
Таким образом, избиратель может разделить свой голос между двумя партиями. В одномандатных округах избранными считаются кандидаты получившие относительное большинство голосов. Однако второй голос определяет, какое именно количество представителей войдет в бундестаг от каждой партии. Для этого подсчитываются все вторые голоса, отданные за партии на общенациональном уровне. При распределении мест в бунде­стаге в счет берутся партии, набравшие более 5% голосов на национально уровне по партийным спискам, или набравшие три места в одномандатных округах.
Констатируя факт существования трех названных типов избирательной системы, следует учесть, что их применение варьируется в разных странах.

Иные типы избирательных систем
Различаются прямые и непрямые выборы. Под прямыми выборами под­разумевается система, при которой глава государства, депутаты представительных и законодательных органов избираются непосредственно избирательным корпусом без каких-либо промежуточных инстанций. Например, в России на основе прямых выборов избираются депутаты органов мест­ного самоуправления, законодательных органов субъектов Федерации Государственной Думы, Президент РФ. По такой же системе избираются главы государств большинства президентских и смешанных президентских парламентских режимов, члены сената и палаты представителей конгресс Национального собрания Франции, парламента Индии и т.д.
Непрямые выборы имеют две разновидности: косвенные и многостепенные. При косвенных выборах члены законодательного и представительного органа или глава государства избираются лицами, специально избранными, для осуществления выборов в соответствующий орган.
В этом плане показательна специфика системы выборов президента США. Здесь формально избиратели прямо не участвуют в избрании претендента на пост президента. Партийные организации 50 штатов и федерального округа Колумбия предоставляют имена кандидатов соответству­ющему должностному лицу вместе со списком так называемых выборщиков президента, которые в случае их избрания отдадут свои голоса кандидат партии.
Их количественный состав известен заранее. Число выборщиков от каждого из 50 штатов равно общему числу сенаторов и депутатов палаты представителей в конгрессе. Выборщики выступают в качестве партий­ных агентов, обязанных морально и политически поддерживать кандидата своей партии.
Из двух списков, республиканцев и демократов, избиратели должны выбрать один. Результаты голосования на этом этапе определяются формулой «победитель получает все», т.е. кандидат той партии, за которую про­голосовало избирателей больше, чем за любую другую, получает все голоса выборщиков.
Таким образом, граждане США избирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают президента страны. Если жители штата проголосовали, например, за демократов, то выбирать президента будут выборщики-демо­краты. И хотя ни Конституция США, ни федеральные законы не содержат требования голосовать в соответствии с волеизъявлением избирателей, выборщики практически всегда голосуют за своего кандидата.
В том случае, если ни один из кандидатов не наберет больше половины голосов или их голоса разделятся поровну, президента избирает палата представителей, а значит, между волеизъявлением народа и выявлением победителя оказывается еще одна ступень. Такая процедура избрания использовалась дважды: в 1800 г. по решению нижней палаты президентом стал Т. Джефферсон, в 1824 г. — Дж. Адамс.
В ходе многостепенных выборов избирается вначале один орган, кото­рый затем уже сам избирает орган иного уровня. Например, в Венгрии граждане избирают членов районных советов, которые затем выбирают членов областных советов. В КНР также члены некоторых местных пред­ставительных органов избираются на основе многостепенных выборов.
Показателен пример Индии, согласно Конституции которой депутатов нижней палаты парламента (544 человека) Лок Сабха (Lok Sabha) изби­рают по одномандатным округам. Однако верхняя палата парламента Совет штатов (Rajya Sabha) так же, как и соответствующие верхние палаты штатов, косвенно избирается членами законодательных собраний штатов.
По этой же схеме, как уже указывалось в предыдущих главах, избираются главы многих государств с парламентской формой правления.
Специфической формой избирательной активности является референдум — особый тип всенародного голосования, объектом которого является не кандидат, а некий важный государственный вопрос, требующий выяс­нения мнения всей страны. Первый референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии. Референдум называется конституционным, если с его помо­щью проводится утверждение конституции или поправок к ней, или зако­нодательным, если предмет референдума — проект акта текущего законодательства.
На общенациональный референдум глава государства или парламент выносят, например, такие вопросы, как принятие конституции, измене­ние формы государственного устройства или формы правления, принятие новых или отмена действующих законов, вступление страны в междуна­родные организации, присоединение к международным соглашениям и т.д.
Референдум может проводиться и в отдельных регионах по таким проблемам местного значения, как введение дополнительного налога, поступа­ющего в городской бюджет, проект застройки нового квартала, строительство автомагистрали и т.п. Особенно широкое распространение местные референдумы получили в США и Швейцарии.
Принятым на референдуме считается то решение, за которое проголосовало большинство участвовавших в нем граждан. В настоящее время конституции многих государств предусматривают возможность или обяза­тельность проведения референдумов.
Практика выявила слабые стороны референдума как способа приня­тия решений: велико число тех, кто не участвует в голосовании, решение нередко принимается незначительным большинством голосов, обществен­ное мнение может быстро измениться, и результаты референдума уже не будут отвечать настроениям большей части общества.

Избирательная система Российской Федерации
Избирательная система Российской Федерации призвана обеспечить избрание Президента РФ, депутатов Государственной Думы, членов законодательных собраний субъектов РФ, органов местного самоуправления. Избирательная система регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законода­тельных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации. Согласно ст. 32 Конституции РФ все граждане имеют праве избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному округу, включающему всю территорию страны. Победившим является кандидат, который набрал более половины голосов избирателей. Если же ни один из кандидатов не смог получить в первом туре абсолютного большинства, то назначается второй тур, в котором борьба ведется между двумя кандида­тами, получившими в первом туре наибольшее количество голосов. Побеж­дает во втором туре тот кандидат, который набрал большее число голосов
Согласно новому Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» который вступил в силу в декабре 2012 г., в Совет Федерации избира­ются по два представителя от каждого субъекта Федерации: один от пред­ставительного органа, являющегося депутатом соответствующего органа и второй от исполнительной власти. Причем, при выборах высшего долж­ностного лица субъекта с ним идут в привязке три кандидатуры, в случае избрания одна из трех кандидатур будет наделена полномочиями члена Совета Федерации.
Как уже отмечалось в гл. 20, в результате изменений, проведенных в 2012 г., восстановлены прямые выборы губернаторов, хотя и с определенными ограничениями, связанными с необходимостью для кандидатов преодолевать так называемый муниципальный фильтр (сбор подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и избираемых глав муниципальных образований). Восстановлена также существовавшая до 2003 г. смешанная пропорционально-мажоритарная избирательная система. Особенность этой системы в России состоит в том, что, если по партийным спискам сохраняется 5%-ный барьер для получения мандата депутата, что для депутатов по одномандатным округам такой барьер не существует. При этом законодательство установлен единый день голосования – 8 сентября.
Немаловажное значение имеет также тот факт, что новая редакция Федерального закона «О политических партиях» 2012 г. существенно либерализовала систему регистрации новых политических партий, доведя необходимое число их членов до 500. В результате их число возросло с семи в декабре 2011 года до 71 партии в мае 2013 г.

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лекция 4. Тема: Власть и властные отношения

Лекция 5. Тема: Политическая система общества

Лекция 3. Тема: Демократия и политика.